ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – ЭТО….. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЕСПОКОИТЬ КАК САМИХ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ ТАК И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЛЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ И СОМАТИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ И ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ, КОРРЕКЦИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ, СМЫСЛОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, ПРИТЯЗАНИЙ, А ТАКЖЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ.
ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ НАПРАВЛЕНА НА ОБНАРУЖЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ, ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕВОСПИТАНИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЯ У ПОДРОСТКА НЕПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ (НЕУВЕРЕННОСТЬ, ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ, ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПУТИ), А ТАКЖЕ ПРИНЯТИЕ ПОЗИЦИИ РАВЕНСТВА ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.


Психологическое вмешательство со стороны специалиста в мир подростка носит достаточно специфичный характер.
Обусловлено это в первую очередь тем, что подросток уже сам не считает себя ребенком и в то же время не может в полной мере взять на себя обязанности и ответственность взрослого.
Переход из детского в подростковый возраст сопряжен в большинстве случаев кризисом развития – это вторая сложность при подростковой психотерапии.
Система ценностей детского возраста претерпевает изменения во внутреннем мире подростка, находясь в постоянном «метании» и выборе будущего пути развития, обучения и взросления – и это еще одно препятствие при взаимодействии подростка и психотерапевта (как впрочем, и всего мира взрослых, к которому подросток питает порой противоречивые чувства).
Подростковая психотерапия способна как помочь в разрешении личных и межличностных проблем подростка, так и наоборот, насторожить его, настроить против всех или «помочь» замкнуться в себе.
Переход из детства во взрослую жизнь одновременно «манит» и настораживает, а порой и пугает подростка, будь то юноша или девушка.
Подростковый психотерапевт должен быть готов к принятию системы ценностей подростка, его мира, порой не подчиняющегося логике, порой идеализированного и нереального, а иногда и вовсе не простроенного.
Подростковый протест проявляется в различных поведенческих и эмоциональных реакциях.
«Спокойное» прохождение периода взросления бывает достаточно редко.
Чаще приходится наблюдать активное, демонстративное, а иногда и агрессивное проявление внутреннего мира подростков.
Они стараются выделиться, быть не такими как все, при этом подражая или копируя поведение, наряды и мысли значимых для них людей.
Подросток не готов или не хочет, не только открываться или доверять свои мысли, чувства, эмоции, но и не готов говорить о том, что происходит с ним, как во внутреннем плане, так и в отношениях с другими.
Это связано не только с чертами характера, которые также взрослеют, а с конфликтом условий жизни и внутренних убеждений самого подростка.
Подростковая психотерапия требует от подросткового психотерапевта особого отношения к подростку – от выжидательного до провокативного взаимодействия.
При этом обязательным является принятие условий, в которых находится подросток, а также его актуальных потребностей.
Принятие – это не обязательно совпадение взглядов, ценностей и убеждений.
Ошибочным считается «подстройка» под подростка и соответствие его миру – это путь к провалу отношений.
У подростка обостряются все чувства, особенно справедливости, истинности, веры и доверия.
Фальшивое или заискивающее поведение «раскусывается» очень быстро.
Принятие должно быть эмпатийным – я чувствую и принимаю твой мир, при этом у меня есть своя точка зрения, которая может в чем-то быть схожей, а в чем-то совершенно расходиться.
Такой подход позволяет определить пространство, как психотерапевта, так и подростка, открывая зоны схожести и различий.
Последние могут стать темой для обсуждения или непосредственно психотерапии, если являются проблемными для самого подростка.

Для подростка остро стоят вопросы:
- безопасность существования – отсутствие понимания и защиты в семье и в «мире взрослых»;
- выбор направления и путей развития – кем и (или) как я стану в будущем;
- преодоление стресса – покидая родительское «гнездо» приходится сталкиваться с агрессивной средой;
- решение проблем – появляется потребность ориентироваться в обществе и соответствовать его законам;
- внутренний конфликт – дискомфорт в представлениях о себе (негативное, отрицательное, пугающее) и о мире (тревожное, беспокойное, нестабильное);
- регуляция и управление собой – не выработаны или не отлажены регуляторные личностные механизмы (вместо них часто паника или агрессия).
Цель подросткового психотерапевта – помочь заблудившемуся подростку выйти на дорогу взрослой жизни.
Психотерапевт оказывает помощь и поддержку, реабилитацию и реадаптацию дезадаптированного подростка, вступающего в мир взрослых отношений.
Психотерапия подростков учитывает внешние факторы среды и личностные особенности самого подростка.
Направленность и интересы, способности и ориентация, цели и потребности, уровень интеллекта и культуры – все это позволяет облегчить (при умелом применении) адаптацию подростка в реальной жизни, помочь ему определиться в ней, живя с удовольствием и максимально эффективно, как для себя, так для окружающих и общества в целом.
Психотерапия направлена на разъяснение возможных вариантов поведения и их последствий, обучение социальным навыкам поведения и развитие способности адаптироваться в жизни, основываясь на свои потребности и желания, а также учитывая нормы и требования общества.
За помощью к детскому специалисту необходимо обратиться в случае, если вы наблюдаете:
- нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка – плаксивость, застенчивость, высокая тревожность, страхи, заниженная самооценка, энурез/энкопрез, тики, заикание, бессонница и нарушения сна и т.д.;
- нарушения поведения – конфликтность и агрессивность, упрямство, непослушание, истерики и т.д.;
- трудности/проблемы в обучении;
- трудности в общении со сверстниками;
- конфликтные отношения в семье, развод родителей;
- потеря близкого (смерть, отъезд).
На первой встрече проводится психодиагностическое обследование, как правило, совместно с родителями. В результате с родителями обсуждается дальнейшая форма работы с ребенком. Также важная роль отводится сотрудничеству и консультативной работе с родителями.
СПЕЦИАЛИСТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ
ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Made on
Tilda