• Индивидуальное консультирование




Введение в когнитивно — поведенческую терапию

 

Программа курса

ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНО – ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ ТЕРАПИЮ

(28 акад. часов)

                                                   

Автор программы:

к.псх.наук, профессор,

Батищев Алексей Игоревич

 

Тема 1. Общая характеристика когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

Внешние особенности и внутренние принципы КПТ. Соотношение КПТ с основными направлениями психотерапии. Научение и навык как центральные понятия КПТ. Научение поведению, мыслям, чувствам, симптомам. Терапия как переобучение: формирование и угашение навыков.

 

Тема 2. Исторические предпосылки КПТ: поведенческая терапия.

Три вида научения: научение через стимулы (по И.П.Павлову), научение через подкрепление (по Б.Скиннеру), научение через наблюдение и подражание (по А.Бандуре).

Возникновение поведенческой терапии. Условно-рефлекторная терапия по Э.Солтеру. Техники релаксации. Дыхательные техники. Метод систематической десенсетизации. Аверсивные и имплозивные методы.

Ассертивное (уверенное) поведение (АП) и его альтернативы: пассивное и агрессивное поведение. Этапы тренинга АП. Диагностика уровня АП. Ценности АП («права личности»). Техники формирования АП.

 

Тема 3. Техники научения через подкрепление.

Подкрепление и наказание: положительное и отрицательное. Режимы подкрепления. Виды подкрепления. Усиление адаптивного и ослабление неадаптивного поведения как цели подкрепления. Формы контроля неадаптивного поведения в обществе и терапии.

Техники поведенческой терапии пищевого и сексуального поведения.

Общая схема поведенческих вмешательств.

 

Тема 4. Возникновение когнитивной терапии.

Когнитивная психология и когнитивная терапия. Теория социального научения А.Бандуры как основа когнитивной терапии.

Основная парадигма когнитивной терапии: эмоциональные состояния и поведение как следствия образа мыслей.

Рационально-эмотивная поведенческая терапия по А.Эллису. Схема ABCDE. Дисфункциональные суждения: их типология, идентификация, оспаривание и формулировка альтернатив. «Философия требования» и «философия предпочтения» как стили отношения к жизни.

Когнитивная терапия по А.Беку. «Систематические ошибки» мышления как детерминанты эмоциональных расстройств. Типология ошибочных мыслительных стратегий.  Принцип «совместного эмпиризма» и проверка правильности «автоматических мыслей». Когнитивная конфронтация с самим собой. Роль регламента встреч и домашних заданий в процессе когнитивной терапии.

 

Тема 5. Интегративный потенциал и авторские школы КПТ.

Первоначальные различия в подходах А.Эллиса и А.Бека и тенденции к интеграции. Объединение когнитивной и поведенческой терапии.

Технический эклектицизм А.Лазаруса. Схема basic id.

Авторские школы и техники Д.Келли, Д.Роттера, Д.Мейхенбаума, М.Селигмана и др.

Учебно-методическая литература

 

Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. – М.-СПб.-К., 2007.

Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессии. – СПб., 2003.

Бернс Д. Хорошее самочувствие: новая терапия настроений. – М., 1995.

Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб., 2001.

Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб., 2002.

Гринбергер Д., Падески М. Управление настроением. – СПб., 2008.

Когнитивная психотерапия расстройств личности  /  Под ред. А.Бека. –  СПб., 2002.

Крукович Е.И. Тренинг уверенности. – Минск, 2001.

Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. – СПб., 2001.

Лазарус А. Мысленным взором: образы в психотерапии. – М., 2000.

МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб., 2001.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПБ., 2000.

Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. – М., 2005.

Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. – М., 2002.

Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2003.

Ромек В.Г., Ромек Е.А. Тренинг наслаждения. – СПб., 2003.

Селигман М. Новая позитивная психология. – М., 2006.

Силов Д., Маникавашагар В. Как преодолеть панику. – М., 2003.

Смит М. Тренинг уверенности в себе. – М., 2002.

Уолен С. и др. Рационально – эмотивная психотерапия. – М., 1997.

Федоров А.П. Когнитивно – поведенческая психотерапия. – СПб., 2002.

Феннел М. Как повысить самооценку. —  М., 2007.

Фрейджер Р., Фейдимен Р. Личность: Психологическая энциклопедия. – М., 2002.

Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М., 2009.

Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. – СПб., 2002.

Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмотивный подход. – М., 2002.

Эллис А. Психотренинг по методу А.Эллиса. – СПб., 1999.

Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. – РнД., 2008.

 

Научно-популярная литература:

  1. Кларк Л. SOS. Обуздай свои эмоции. – М., 2007.
  2. Прайор К. Не рычите на собаку! – М., 1995.
  3. Смит Л., Элиот Ч. Депрессия для «чайников». – М., 2006.
  4. Фенстерхэйм Г., Бэйер Дж. Не говори «да», если хочешь сказать «нет». – М., 1997.
  5. Фримен А., Девульф Р. 10 глупейших ошибок, которые совершают люди. – СПб., 2001.

Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! – СПб., 1997

 



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля