• Индивидуальное консультирование




Психолого-педагогическое консультирование

 

Программа курса

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

(16 акад. часов)

                                                   

Автор программы:

                                                        к.псх.наук, профессор,

Батищев Алексей Игоревич

 

Тема 1. Предмет и задачи психолого-педагогического консультирования.

Определение психолого-педагогического консультирования. Его соотношение с детской психотерапией, дефектологией, семейной терапией, семейным воспитанием, возрастно-психологическим консультированием и др. Цель, результат и процесс социализации детей в семье: за что родитель несет ответственность?

Структура зрелого характера. Типы родительского поведения. Самопознание и самовоспитание родителей в отношениях с детьми.

Тема 2. Особенности дисфункциональной семьи и проблемного поведения ребенка.

Определение и признаки дисфункциональной семьи. Их альтернативы. Выбор ребенком одной из семейных ролей в дисфункциональной семье: «семейный герой», «козел отпущения» («трудный ребенок»), «забытый ребенок», семейный «клоун». Соотношение данных ролей с четырьмя целями «плохого» поведения по Р.Дрейкурсу.

Идентификация целей «плохого» поведения в диалоге с ребенком. Технологии взаимодействия с каждым типом поведения.

Тема 3. Психодинамика развития ребенка и психология семейного воспитания.

Психодинамика стадий и линий развития ребенка. Функции игрушки и игровой деятельности в развитии ребенка. Принципы и техники игровой коррекции.

Четыре базовых взаимодействия с ребенком: принятие и передача чувств, обучение действиям, поддержание правил, передача ответственности. Соответствующие им техники взаимодействия: активное слушание и авансирование зрелых чувств, работа в зоне ближайшего развития, организация «порядка» через правила и санкции, пошаговое делегирование ответственности подростку.

Техники работы с отдельными запросами: послеродовая депрессия у мамы, страхи и ночные кошмары, энурез у ребенка.

Концепция и техники «позитивной дисциплины».

Тема 4.Развитие учебной деятельности ребенка.

Страх перед школой у родителей и детей: его личностные и культурно-исторические источники.

Структура учебной деятельности. Зрелость учебной деятельности и потребность в самообразовании. Техники поэлементного развития учебной деятельности в условиях школьного обучения.

Принципы, методы и организация индивидуальной помощи ребенку в учебе. Передача способа действия как механизм развития мотивации учения и познавательных эмоций. Технологии обучения компрессии текста («шпаргалки»). Технологии «спланированных ошибок» при овладении навыками решения примеров и задач.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток . – М., 2007.
  2. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков /Под общ.редакцией Ю.С.Шевченко. – СПб., 2003.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд, испр. и доп. – М., 2003.
  4. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи: Практическое руководство. — М., 2004.
  5. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М.., 1997.
  6. Курпатов А.В. Руководство для фрекен Бок: счастье вашего ребенка. – М., 2007.
  7. Курпатов А.В. Проблемный ребенок. – 2-е изд.доп., — М., 2007.
  8. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. – М., 1995.
  9. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. – М., 1995.

 



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля