• Индивидуальное консультирование




Системная семейная психотерапия

Программа

повышения квалификации

«Системная семейная психотерапия»

(48 ауд. часа)

Расписание

Цена программы

Записаться на программу можно

по тел.: +7 (903) 799 79 47   +7(903)549-70-54

по e-mail: nii@appa.ru

или подать  Электронная заявку

        
  

                                                      Автор программы:

                                                          Психолог-консультант

Арутюнян Анаит Юрьевна

 

 

Пояснительная записка

Курс предполагает знакомство с основами  системной семейной психотерапии,  ее спецификой, основными понятиями. Помимо теории курс ориентирован на обретение практических навыков работы с семьей, на выявление и решение специфических проблем  семейной системы.

Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов  со сложным миром семейных отношений,  с возможными проблемами, возникающими в процессе основания и развития семьи и путями их решений.

 

Курс ориентирован на освоение теоретических знаний по системной семейной терапии, ее основных понятий и методологических особенностей работы с семьей, а также на практическое применение полученных знаний.

 

Невозможно преуменьшить значение семейной терапии в современном мире, где ориентация на семейные ценности становится одним из наиболее важных факторов сохранения стабильности в мире и обществе. В современном российском обществе, где к сожалению, статистика неумолимо свидетельствует о росте разводов и распадов семей, квалифицированная психологическая  работа с семьями  становится как никогда актуальной. Понимание законов функционирования семьи и причин возможных проблем, а также способов их разрешения – важнейшая задача современных психотерапевтов.

 

Задачи курса

 

Данный курс должен представлять собой краткий обзор основных теоретических концепций  семейной терапии и подготовить студентов к практической работе на основании полученных теоретических знаний.

Специфика предлагаемого курса заключается в его привязанности к практико-ориентированным запросам слушателей Института практической психологии, которые с помощью курса могут овладеть не только необходимыми профессиональными знаниями, но и применить полученные знания к собственной жизни.

 

Поэтому курс предполагает  определенное количество тренинговых занятий, направленных на самоисследование и на исследование собственных семейных ситуаций. Таким образом, курс по системной семейной терапии является не только важным звеном в обучении психотерапии в целом, но и предполагает психотерапевтическое влияние на слушателей, обеспечивая их личностный рост.

 

Курс рассчитан на лиц, имеющих высшее образование, которые обычно уже

хорошо подготовлены к восприятию нового для них материала и обладают достаточной

мотивацией для обучения.

 

Цель курса — построение у обучающихся системы представлений об основных положениях системной семейной терапии и обретение практических навыков работы с семьей.

 

Его задачи можно сформулировать следующим образом:

— дать общее представление о системной семейной терапии и о ее месте в психотерапии.

— представить специфику системной семейной терапии и ее методологические особенности;

— представить обзор основных школ семейной терапии и показать специфику ее развития с момента ее основания до наших дней

— рассмотреть основные параметры семейной системы и основные законы ее развития.

— показать процесс семейной терапии

— овладеть практическими навыками работы с семьей и получить необходимый набор техник семейной терапии

 

Курс рассчитан на аудиторные занятия, часть которых посвящена овладению теоретического материалы, а часть – практическим занятиям, включающим в себя обсуждения, различные тренинги, просмотр кинофильма, специально подобранного для данного курса.

 

В качестве итогового контроля проводится экзамен.

 

Освоивший программу курса «Системная семейная терапия» должен иметь представление об

основных понятиях семейной системной психотерапии; должен представлять себе основные этапы семейного психологического консультирования; уметь проводить диагностику семейной структуры и выявлять актуальные семейные проблемы; должен владеть набором техник и методик для работы с семейными дисфункциями.

 

Тематический план учебной дисциплины «Системная семейная терапия»

 

 

 

Название разделов и тем

 

 

В том числе аудиторные часы:

 

Всего аудиторных часов Лекционных Семинарских и практических
1. Раздел 1. Введение в семейную системную психотерапию 8 8
1.1 Основные понятия семейной терапии. Методологические принципы семейной

психотерапии. 

4 4
1.2 Основные школы семейной психотерапии. 4 4
2. Раздел 2. Семья как система. 15 7 8
2.1 Структура семьи 8 4 4
2.2 Параметры семьи как системы 7 3 4
3. Раздел 3. Функционирование семейной системы 5 5  
3.1 Законы развития  семейной системы. 3 3
3.2 Симптом и его функции в семейной системе 2 2
4. Раздел 4.Процесс семейной психотерапии 20 4 16
4.1. Этапы семейного консультирования. 4 2 2
4.2. Техники семейной и супружеской терапии 16 2 14
  Итого: 48 24 24

 

 

Тематическое содержание программы учебной дисциплины (курса)

 

Раздел 1. Введение в семейную системную психотерапию.

 

Тема 1.1. Основные понятия семейной терапии. Методологические принципы семейной

психотерапии. 

 

Основы семейной терапии: цели, задачи, особенности, значение. Принципы семейной психотерапии. Основные понятия семейной психотерапии: идентифицированный пациент, душевная боль, дифференциация, треугольник, структура семьи, параметры семьи как системы, жизненный цикл семьи, симптом и его функции в семейной системе. Методологические принципы семейной терапии: циркулярность, нейтральность, гипотетичность.

 

Тема 1.2. Основные школы семейной психотерапии.

 

Пионеры и лидеры семейной терапии: Боуэн, Витакер, Минухин, Сатир и другие. Основные подходы в семейной психотерапии: теория семейных систем Боуэна, структурная семейная терапия С.Минухина, эмпирическая семейная терапия, современные подходы в семейной терапии.

 

 

Раздел 2. Семья как система. Параметры семьи как системы

Тема 2.1. Структура семьи

Параметры структуры семьи: сплоченность, иерархия, гибкость, границы, коалиции. Модель Олсона. Некоторые типы дисфункциональных структур.

Тема 2.2. Параметры семьи как системы

Семейные правила. Семейные мифы. Семейные стабилизаторы. Семейная история. Стереотипы взаимодействия  семье. Семейные роли.

Раздел 3. Функционирование семейной системы

Тема 3.1. Законы развития  семейной системы.

Функционирование семейной системы: закон гомеостаза и закон развития в семейной системе. Динамика (жизненный цикл) семьи: проблемы и задачи жизненных циклов.

Тема 3.2. Симптом и его функции в семейной системе.

Системная модель Оудсхоорна.  Показания для семейной психотерапии.  Функции симптома в семейной системе. Гипотезы возникновения симптоматического поведения. Морфостатическая и морфогенетическая функции симптома.

 

 

Раздел 4.Процесс семейной психотерапии

 

Тема 4.1. Этапы семейного консультирования.

Диагностика семьи: семейная генограмма, циркулярное интервью, прослеживание последовательностей взаимодействий. Первое интервью: стадии сессии и основные задачи. Основные этапы семейной психотерапии.

Тема 4.2. Техники семейной и супружеской терапии.

Типы вопросов, используемых терапевтом. Предписания: парадоксальные предписания, простые предписания. Рефрейминг проблемы. Позитивная коннотация. Техника прояснения коммуникаций. Техника эмпатического слушания. Скульптура семьи. Отдельные поведенческие и коммуникативные техники.

 

Формы контроля знаний, система оценки обучающихся

и структура итоговой оценки

 

Форма контроля знаний – итоговый экзамен, состоящий из ответов на билет, включающий в себя два вопроса, один из которых посвящен теоретическому знанию, а второй – практическому.

 

Перечень вопросов к теоретической части экзамена:

 

  1. Основные школы и направления семейной психотерапии
  2. Основные принципы семейного консультирования и терапии.
  3. Структура семьи: сплоченность, иерархия, гибкость, границы, коалиции
  4. Типы дисфункциональных семейных структур
  5. Динамика (жизненный цикл) семьи: проблемы и задачи жизненных циклов
  6. Параметры семьи как системы:  Семейные правила. Семейные мифы. Семейные стабилизаторы. Семейные роли. Семейная история.
  7. Симптом и его функции в семейной системе.
  8. Методологические принципы семейной психотерапии: циркулярность, нейтральность, гипотетичность,
  9. Первое интервью: стадии сессии и основные задачи
  10. Основные техники супружеской терапии
  11. Основные техники  семейной терапии
  12. Генограмма семьи
  13. Циркулярное интервью

 

Перечень задач к практической части экзамена:

 

Во время этой стадии экзамена часть студентов разыгрывают симулированную семью, пришедшую на прием к терапевту. Другие студенты выполняют следующие задания:

 

  1. Проведите социальную стадию первичного интервью с симулированной семьей
  2. Проведите проблемную стадию  первичного интервью с симулированной семьей
  3. С помощью циркулярного интервью отследите последовательность взаимодействий в семье.
  4. Нарисуйте генограмму семьи
  5. Определите стадию жизненного цикла симулированной семьи
  6. Проведите заключительную стадию первичного интервью с симулированной семьей
  7. Определите основные цели и задачи дальнейшей терапии с данной семьей

 

Другие задания: 

  1. Покажите в действии технику эмпатического слушания
  2. Покажите в действии технику прояснения коммуникации
  3. Для симулированной семьи придумайте задание, используя как прямое, так и парадоксальное предписание.

 

Материально-техническое и информационное  обеспечение

дисциплины (курса)

 

Для ведения учебного процесса по курсу «Системная семейная психотерапия» необходимо видео- аудиовизуальное оборудование.

 



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля