• Индивидуальное консультирование




Практикум по когнитивному консультированию

Программа курса

ПРАКТИКУМ ПО КОГНИТИВНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

(28 акад. часов)

                                                   

Автор программы:

                                                        к.псх.наук, профессор,

Батищев Алексей Игоревич

Тема 1. Основная схема когнитивного консультирования.

Формула ABCDE: A – активирующая ситуация (событие как стимул внешний или внутренний); B – автоматические мысли, установки и убеждения, придающие значение (толкующие) активирующее событие; C – привычные эмоциональные и поведенческие следствия такого толкования; D – процесс оспаривания автоматических мыслей и дисфункциональных убеждений и поиска функциональных; E – эффект оспаривания в виде ослабления негативных эмоций или их смены и формирования навыков адаптивного поведения. Способы предъявления формулы ABCDE на первой – второй сессии.

 

Тема 2. Первый этап когнитивного консультирования: анализ событий, эмоций (поведения), автоматических мыслей (дисфункциональных убеждений).

Связка «событие / эмоция (поведение)» как объект интервью. Типы событий. Эмоции явные и скрытые. Переживание как последовательность эмоций. Техника интервью по выявлению аналогов события в прошлом по идентичному переживанию.

Переход от связки «событие / эмоция (поведение) к выявлению автоматических мыслей и дисфункциональных убеждений. Техника интервью по выявлению их состава и структуры. Первичные и вторичные автоматические мысли. Поверхностные автоматические мысли и глубинные дисфункциональные убеждения.

 

Тема 3. Второй этап когнитивного консультирования: коррекция дисфункциональных автоматических мыслей и убеждений и выработка альтернатив

Критерии различения функциональных и дисфункциональных мыслей и убеждений. Направления коррекции: эмпиричность, логичность, прагматичность. Основные методы работы с дисфункциональными автоматическими мыслями и убеждениями. Типы ошибок в толковании событий и их коррекция. Формулирование альтернативных функциональных мыслей и убеждений.

 

Тема 4. Организация процесса когнитивного консультирования.

Роль регламента сессий. Регламент первой сессии, второй и последующих сессий, заключительной сессии, бустерных (поддерживающих) сессий. Значение домашних заданий, ведения дневника и тренинга в реальной жизни. Виды саботажа. Техники работы с саботажными тенденциями.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. – М., 2007.
  2. Бернс Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений. – М., 1995.
  3. Гринбергер Д., Падески К. Управление настроением. – СПб., 2008.
  4. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб., 2001.
  5. Силов Д. и др. Как преодолеть панику. – М., 2003.
  6. Феннел М. Как повысить самооценку. – М., 2007.
  7. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. — М., 2009.
  8. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. –   СПб., 2002.
  9. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. – РнД., 2008.
  10. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб., 1999.

 



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля