• Индивидуальное консультирование




Концепции и методы психотерапии и психологического консультирования

Программа курса

КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

(48 акад. часов)

                                                   

Автор программы:

                                                        к.псх.наук, профессор,

Батищев Алексей Игоревич

Тема 1. История и практика психотерапии в 19 столетии.

Рождение клиники.

Общее представление о гипнозе. Внушение в трансе как механизм директивного отношения к бессознательному. Самогипноз и аутогенная тренировка. Лечебная педагогика и реабилитация. М.Эриксон и «второе рождение» гипноза в 20 столетии. Современные техники работы с образами.

 

Тема 2. Психоаналитическое движение.

Противостояние гипноза и психоанализа. Основные черты психоаналитического метода: свободные ассоциации, перенос, сопротивление, прояснение, интерпретация (толкование), проработка.

Конфликт вокруг содержания бессознательного между психоанализом З.Фрейда, аналитической психологией К.Г.Юнга и индивидуальной психологией А.Адлера. Основные концепции К.Г.Юнга и А.Адлера.

 

Тема 3. Психодрама.

Отношение к психоанализу. Основные понятия психодрамы по Дж.Морено: ролевая игра, спонтанность, «теле» катарсис, инсайт. Участники психодрамы: ведущий, протагонист, дополнительные «я». Этапы психодрамы: подготовка, действие, обсуждение. Базовый вариант и техники психодрамы. Психодрама и развитие групповой психотерапии.

 

Тема 4. Бихевиоризм и поведенческая терапия.

Д.Уотсон: психология как наука о поведении. Вклад Б.Ф.Торндайка. Влияние работ И.П.Павлова. Противостояние бихевиоризма и психоанализа.

Научение, подкрепление и навык. Формирование и угашение навыка. Типы научения. Поведенческая терапия как процесс переобучения.

Роль «промежуточных переменных» и возникновение когнитивно-поведенческой терапии.

 

Тема 5. Постфрейдизм и неофрейдизм.

Постфрейдизм: концепции А.Фрейд, М.Кляйн, Д.Винникота и др. Психологические защиты по А.Фрейд. Развитие детского психоанализа.

Неофрейдизм: новый взгляд на базовый конфликт. Концепция К.Хорни: невротические защиты от базальной тревоги и формирование «идеального Я» и «системы гордости». Концепция Э.Фромма: процессы отчуждения человека от самого себя в «обществе потребления».

 

Тема 6. Телесно-ориентированная психотерапия.

Отношение В.Райха к психоанализу. Анализ «телесного характера». «Мышечный панцирь» как средство блокады и фиксации запрещенных эмоциональных состояний. Семь основных мышечных сегментов блокады эмоций: глаза, рот, шея, грудь, диафрагма, живот, таз. Развитие концепции В.Райха в биоэнергетике А.Лоуэна, гештальттерапии Ф.Перлза и др.

 

Тема 7. Личностно-центрированная (гуманистическая) психотерапия.

Отношение к психоанализу и бихевиоризму. Влияние работ А.Маслоу.

Принципы и условия личностно-центрированной психотерапии и консультирования по К.Роджерсу. Основные понятия: самость, Я-концепция, поле опыта, организмическая оценка, конгруэнтность и неконгруэнтность, личностный рост. Механизм возникновения неконгруэнтности. Эмпатическое слушание. Принципы и динамика работы «групп встреч».

 

Тема 8. Гештальттерапия.

Отношение к психоанализу и экзистенциализму. Влияние гештальт-психологии. Замена «основного инстинкта» и ее следствия.

Механизмы возникновения невротических расстройств по Ф.Перлзу. Защитные механизмы. Уровни невротического существования. Принципы построения гештальтупражнений. Роль саморегуляции.

 

Тема 9. Трансактный анализ.

Отношение к психоанализу. Понятие эго-состояния и структурный анализ личности по Э.Берну. Трансакция и ее виды. Психологические игры, их источники и структура. Сценарий и родительские директивы. «Треугольник судьбы».

 

Тема 10. Экзистенциальная психотерапия.

Отношение к психоанализу и экзистенциализму. Существование, выбор и ответственность. Тревога нормальная и невротическая. Конечные данности по И.Ялому (смерть, свобода, изоляция,  смысл) и формирование соответствующих защит. Основные понятия логотерапии В.Франкла.

Возникновение экзистенциально-гуманистического направления.

 

Тема 11. Когнитивно-поведенческая терапия.

Отношение к психоанализу и поведенческой терапии. Обусловленность эмоциональных состояний и поведения когнитивными процессами (оценками, толкованиями, убеждениями). Когнитивная терапия А.Бека и рационально-эмотивная поведенческая терапия А.Эллиса: общее и различия.

 

Тема 12. Некоторые дополнительные концепции психотерапии.

Психосинтез. Недирективная гипнотерапия по М. Эриксону. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Трансперсональная психология С.Грофа. Нарративная психотерапия. Развитие семейной терапии. Развитие краткосрочной терапии (А. Лазарус, Дж. Нардонэ).

Эклектические и интегративные тенденции в современной психотерапии.

 

 

Рекомендуемая литература:

  1. Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию. – М., 2005.
  2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
  3. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. – СПб. — М., 2005.
  4. Романин А.Н. Основы психотерапии. – М., 2006.
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: Психологическая энциклопедия. – СПб., 2001.

 



Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля